Искусство средневековья - Гобелен из Байё




Гобелен из Байё - это неверояной красоты художественная вышивка, которая повествует нам о завоевании Англии Вильгельмом Завоевателем. В настоящее время ковёр выставлен в специальном музее в городе Байё, в Нормандии, и относится к национальному достоянию Французской республики. Так что, мы очень рекомендуем Вас не упустить шанса увидеть этот шедевр.


Один из сюжетов гобелена, рассказывает нам историю о том, как в разгар битвы конь Вильгельма был смертельно ранен и среди войска распространился слух, что и сам герцог убит. Часть его воинов начала отступать. Тогда Вильгельму пришлось снять свой шлем, что бы показать, что он жив. В это же время войска его противника, Гарольда Годвинсона бросились в атаку, в жажде скорой победы. Быстро сориентировавшись, Вильгельм сумел окружить противника и разбить его.

Придумал ли он этот ход специально или воспользовался случаем, но в последствии ложное отступление станет одной из излюбленных тактик Вильгельма Завоевателя.

Удивительно, как подробно запечатлены события нормандского завоевания Англии на 70 метрах гобелена из Байё, а главные персонажи даже подписаны. 

Искусство средневековья предпочитало непривычные для нас формы выражения: витражи, резьбу и гобелены. Наиболее известны и узнаваемы гобелены времен Ренессанса 15 века.

Считается, что гобелены распространились по Европе после крестовых походов на восток, где искусство изготовления ковров имело глубокие корни. Их стали использовать не только как украшение, но и для утепления каменных стен замков и монастырей.

Первым заказчиком выступала церковь и соответственно тематика ограничивалась религиозными сюжетами. Гобелены могли создавать огромных размеров, высотой в 6м и длинной в 20м, как, например, гобелены из цикла Анжерского апокалипсиса 14 века.


Помимо религиозных сюжетов, гобелены могли рассказывать о событиях прошлого или даже воспевать деяния современников. Именно такой ковер был выполнен вскоре после битвы при Гастингсе 1066 года, когда нормандский герцог Вильгельм завоевал Англию. Именно с этого сюжета мы и начали нашу сегодняшнюю историю. 

 

Общая длинна сохранившегося полотна составляет около 70 метров. Но оба его конца утрачены, так что можно предположить что изначально он был еще длиннее. Он выполнен на льняном полотне и расшит цветными шерстяными нитями. Мастера, создавшие ковер из Байё, последовательно и подробно рассказывали о нормандском завоевании Англии, включив в повествование даже полулегендарные истории. 

 
Разноцветные кони всадников, разноцветные кольца кольчуг, условное изображение облачения. Сюжет гобелена тяжело использовать для достоверной реконструкции одежды того периода. Хотя некоторые детали очень узнаваемы для специалистов, как, например, тип конического шлема - спангенхельм. Такие действительно носили воины в 11 веке.  

Основное повествование окаймлено декоративным бордюром — тут можно найти даже сюжеты из Эзоповых басен, фольклорные мотивы и даже кентавра. Поистине, фантазия мастеров не перестает удивлять и спустя шесть веков.


Рассматривая этот ковер невольно напрашивается аналогия с фильмом и живой иллюстрацией истории. Такие же мысли посетили и студентов колледжа Голдсмит - они создали анимированный ролик, который воспроизводит вышитые сюжеты. 



Точно не установлено, кто именно заказал этот ковер. Существует версия, что это была жена Вильгельма Завоевателя — Матильда. К слову, она подарила мужу один из боевых кораблей на которых его войско смогло достичь берегов Англии. По другой версии ковер заказал его брат и соратник Одо. Определенно можно сказать, что это был кто-то из окружения Вильгельма, так как ковер отражает именно нормандскую точку зрения на завоевание — как на великую и славную победу.

Копирование разрешено с указанием источника.
В статье использованы материалы с сайтов :
wikipedia.org
swordmaster.org





Немає коментарів:

Дописати коментар