Сюрреализм в 16 веке

Микеланджело, Леонардо, Донателло, три гения, три титана Возрождения. Они ворвались на вершину в искусстве своего времени и так и  остались там, на вершине искусства. Проносили века и эпохи, гремели новые имена, сотни и сотни стирались из памяти. А на этой обособленной вершине все так и находились три титана, три мастера, три современника.

Не секрет, что и при жизни они были признаны как гении. Их работы копировали, им подражали, на них равнялись. В условиях, когда на соседней улице работает сам Микеланджело, нужно было очень постараться, что бы тебя заметили и оценили. И что вообще стоит делать, когда, казалось все секреты искусства разгаданы, когда дозволено все, когда уже все было? 
И вот художники все сильней и сильней закручивали фигуры, все более фантастическими и пышными становился декор, пропорции вытягивались вопреки человеческой анатомии, краски сгущались - избыточность всегда признак начала закат любого из периодов искусства.
Принято называть этот период в искусстве маньеризмом, от слова manus - рука, манера. Имеется в виду, что каждый их художником стремился работать в своей собственной, неповторимой манере.  В искусствоведческой же литературе очень часто маньеризм обесценивают и описывают несколько пренебрежительно: высокие идеалы гуманизма позабыты, а художники только и стремятся удивлять и шокировать.

Но стоит ли обесценивать закат и упрекать в отчаянных поисках нового? Порой в этом отчаянии и эксцентричности рождались уникальные вещи, опередившие свой век.


Не зная автора, можно смело сказать, что это сюрреализм. Но это картины художника 16 века Джузеппе Арчимбольди. Он - мастер иллюзий и аллегорий, которые тогда были модными и востребованными.
Почти 400 лет до сюрреализма...
Мы видим портреты людей, составленные из предметов и серии работ, посвященные временам года.  Справа изображен портрет библиотекаря. Шутка, каламбур, причуда, а что дальше?
Но если начать вытягивать из этого эстетическую составляющую, получим неплохие идеи для дизайна и рекламы. Как то обувь от Michel Tcherevkoff  (слева) или постер к фильму, фото-коллажи от Мелвина Скольски (справа).

Мелвин Скольски - современный американский фотохудожник, его работы не раз выставлялись  в музее Виктории и Альберта в Лондоне, а также в галереях и музеях  Нью Йорке и Лос-Анджелеса.


Достаточно простая идея игры с иллюзиями также находит свои параллели и вариации.


И конечно приводит к сюрреализму, как, например, к Рене Магритту - одному из самых дорогих художников или к современным сюрреалистам. Посередине его  культовая работа "Сын человеческий".  Справа работа Балинтра Зсако - канадского художника, любимца Музея Современного Искусства Торонто.

Ну и, конечно, игра со смыслами и наглядностью хороша для рекламы и юмора.  И здесь абсолютно не идет речь о плагиате.
Идеи появившись раз, перетекают из формы в форму, находят новое прочтение и применение. Вопрос в том, совпадут ли они с настроением эпохи и найдут ли своих ценителей.
Будьте внимательны к чудакам :) Порой в их работах кроется множество нитей. Дерни за веревочку - дверь откроется... 

ИТ

Немає коментарів:

Дописати коментар