Микеланджело,
Леонардо, Донателло, три гения, три титана Возрождения. Они ворвались на
вершину в искусстве своего времени и так и
остались там, на вершине искусства. Проносили века и эпохи, гремели
новые имена, сотни и сотни стирались из памяти. А на этой обособленной вершине
все так и находились три титана, три мастера, три современника.
Не
секрет, что и при жизни они были признаны как гении. Их работы копировали, им
подражали, на них равнялись. В условиях, когда на соседней улице работает сам
Микеланджело, нужно было очень постараться, что бы тебя заметили и оценили. И
что вообще стоит делать, когда, казалось все секреты искусства разгаданы, когда
дозволено все, когда уже все было?
И
вот художники все сильней и сильней закручивали фигуры, все более
фантастическими и пышными становился декор, пропорции вытягивались вопреки
человеческой анатомии, краски сгущались - избыточность всегда признак начала
закат любого из периодов искусства.
Принято
называть этот период в искусстве маньеризмом, от слова manus - рука, манера.
Имеется в виду, что каждый их художником стремился работать в своей
собственной, неповторимой манере. В
искусствоведческой же литературе очень часто маньеризм обесценивают и описывают
несколько пренебрежительно: высокие идеалы гуманизма позабыты, а художники
только и стремятся удивлять и шокировать.
Но
стоит ли обесценивать закат и упрекать в отчаянных поисках нового? Порой в этом
отчаянии и эксцентричности рождались уникальные вещи, опередившие свой век.
Не
зная автора, можно смело сказать, что это сюрреализм. Но это картины художника
16 века Джузеппе Арчимбольди. Он - мастер иллюзий и аллегорий, которые тогда
были модными и востребованными.
Почти
400 лет до сюрреализма...
Мы видим портреты людей, составленные из предметов и серии работ, посвященные
временам года. Справа изображен портрет
библиотекаря. Шутка, каламбур, причуда, а что дальше?
Но
если начать вытягивать из этого эстетическую составляющую, получим неплохие
идеи для дизайна и рекламы. Как то обувь от Michel Tcherevkoff (слева) или постер к фильму, фото-коллажи от
Мелвина Скольски (справа).
Мелвин
Скольски - современный американский фотохудожник, его работы не раз
выставлялись в музее Виктории и Альберта
в Лондоне, а также в галереях и музеях
Нью Йорке и Лос-Анджелеса.
Достаточно
простая идея игры с иллюзиями также находит свои параллели и вариации.
И
конечно приводит к сюрреализму, как, например, к Рене Магритту - одному из
самых дорогих художников или к современным сюрреалистам. Посередине его культовая работа "Сын
человеческий". Справа работа
Балинтра Зсако - канадского художника, любимца Музея Современного Искусства
Торонто.
Ну
и, конечно, игра со смыслами и наглядностью хороша для рекламы и юмора. И здесь абсолютно не идет речь о плагиате.
Идеи
появившись раз, перетекают из формы в форму, находят новое прочтение и
применение. Вопрос в том, совпадут ли они с настроением эпохи и найдут ли своих
ценителей.
Будьте
внимательны к чудакам :) Порой в их работах кроется множество нитей. Дерни за
веревочку - дверь откроется...
ИТ
Немає коментарів:
Дописати коментар